Данные, опубликованные Национальным налоговым управлением (KAS), свидетельствуют о значительном росте экспорта древесины из Польши в первые три квартала 2024 года. За этот период из страны было вывезено 3,19 миллиона кубометров необработанной древесины. Это продолжение тенденции к росту, которую мы уже наблюдали в 2023 году.
Значительный рост экспорта лесоматериалов был зафиксирован не только в пределах Европейского союза, но и за его пределами. В 2024 году на рынки за пределами ЕС будет отправлено 649 000 кубометров древесины. Это сопоставимо с общим объемом экспорта за пределы ЕС в 654 000 кубометров в предыдущем году. Таким образом, всего за девять месяцев удалось почти сравняться с результатом за весь год, что свидетельствует об активизации экспортной деятельности в этом направлении.
Эти данные представляют собой интересную отправную точку для анализа, особенно в контексте официальных заявлений правительства о политике экспорта древесины.
Прежде всего, они вступают в явное противоречие с обещаниями Министерства климата и окружающей среды. В рамках программы правящей коалиции и стратегии, известной как "Пятерка для лесной промышленности", было объявлено о сокращении экспорта древесины. Эти заявления были направлены на повышение доступности сырья для отечественной деревообрабатывающей промышленности, что должно было поддержать развитие местной экономики и деревообрабатывающей промышленности.
Однако, несмотря на добрую волю и потенциал, эффект от этих мер остается незаметным.
Отсутствие видимого эффекта от действий правительства в контексте ограничения экспорта древесины заставляет задуматься об эффективности принятых мер. С одной стороны, министерство заявляет о принятии "эффективных мер", но с другой - нет никаких ощутимых доказательств их реальной действенности. Поэтому невозможно не задаться вопросом, какие конкретно шаги были предприняты и почему они не приносят ожидаемых результатов.
Поэтому стоит внимательнее присмотреться как к стратегиям, принятым на уровне министерств, так и к техническим и законодательным аспектам реализации правил экспорта древесины. Это также задача для возможного аудита, который мог бы объяснить причины неудач и указать на дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять для изменения ситуации.
Тем не менее, прогнозы на конец 2024 года остаются ясными. Если нынешние темпы экспорта сохранятся и в четвертом квартале, Польша, скорее всего, закончит год с очередным увеличением количества экспортируемых кубометров древесины. Это будет означать дальнейшее расхождение между официальными предположениями и декларациями и реальным положением дел на рынке.
Поэтому ситуация требует дальнейшего мониторинга и, возможно, пересмотра принятой политики. Для стабильного развития отечественной лесной промышленности может потребоваться найти баланс между потребностями внутреннего рынка и возможностью выгодного экспорта сырья за рубеж, особенно в условиях глобальной конкуренции и меняющихся экономических условий.