В последние годы в Финляндии наблюдается значительный рост импорта иностранной древесины. Это развитие происходит в основном через порты, что изменило способ импорта древесины. Хотя большая часть древесины, используемой в Финляндии, по-прежнему имеет отечественное происхождение, значение импортных материалов значительно возросло. Это изменение является результатом ряда экономических и геополитических факторов, которые повлияли на то, как и откуда древесина импортируется в Финляндию.
Большая часть древесины, импортируемой Финляндией, поступает из Эстонии, Латвии и Швеции. Эти страны играют ключевую роль в качестве поставщиков сырья для финской лесной промышленности. В прошлом Россия была крупнейшим источником древесины, но геополитические изменения, начавшиеся около трех лет назад, привели к прекращению импорта лесоматериалов от нашего восточного соседа. Это усилило давление на других поставщиков промышленной и лесной продукции из соседних стран, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся после ухода России с рынка.
На страны Балтии и Швецию сейчас приходится около 90 % импорта древесины финской лесной промышленности, что подчеркивает важность логистических маршрутов и портовых операций между этими двумя странами. Большая часть древесины, поступающей в Финляндию, перевозится по морю, чему способствовало увеличение пропускной способности портов и повышение эффективности их работы в последние годы. Финским промышленным и логистическим компаниям пришлось адаптироваться к новым условиям в связи с прекращением российского импорта, что оказало давление на развитие как наземных маршрутов, так и портов.
Оставшиеся 10 % импорта древесины поступают из различных европейских стран. Специалист-исследователь Пирьо Веняляйнен из компании Metsäteho oy подтверждает, что, хотя страны Балтии и Швеция стали играть более важную роль, есть и другие европейские поставщики древесины, которые входят в сырьевой репертуар финской лесной промышленности. Компания Metsäteho oy, изучающая, в частности, доступность древесины, сосредоточилась на том, как отечественная и зарубежная древесина интегрируется в потребности финской лесной промышленности.
Прекращение импорта российской древесины оказало значительное влияние, особенно на Юго-Восточную Финляндию, где древесина, которая раньше пересекала восточную границу, была важной частью сырьевого обеспечения отрасли. Поезда с лесоматериалами, которые раньше пересекали границу, практически исчезли, и их заменили альтернативные маршруты. Сегодня заменители транспортируются по автомобильным дорогам или новым железнодорожным маршрутам, обслуживающим другие страны-импортеры.
Отказ от импорта древесины из России потребовал от финских логистических и лесопромышленных компаний быстрой адаптации и принятия новых стратегий. Морской транспорт стал ключевой частью схемы импорта, что повысило значение местных портов. По мере ослабления влияния России промышленность региона инвестирует значительные средства в новые инфраструктурные решения, чтобы обеспечить долгосрочный баланс и стабильность потоков древесины.
Изменения в логистической среде открыли пространство для инноваций и новых бизнес-моделей. Компании Юго-Восточной Финляндии разработали новые подходы, такие как партнерство с транспортными и логистическими компаниями, чтобы обеспечить более эффективные поставки древесины в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Несмотря на серьезные изменения, финская лесная промышленность сумела адаптироваться и сохранить свои позиции в качестве одного из основных игроков на международных рынках.