
Согласно данным, опубликованным Таможенной службой Китая, экспорт фанеры из России в Китай резко вырос, за последний год зафиксирован рост более чем на 45%. За 12 месяцев, предшествовавших декабрю 2024 года, Китай импортировал более 347 400 кубометров российской фанеры, что значительно превышает показатель предыдущего года (249 000 кубометров). В результате роста доля российской фанеры в общем объеме импорта фанеры в Китай выросла с 81,6% в предыдущем году до 88%.
Являясь ведущим мировым производителем фанеры, Китай занял лидирующие позиции на мировом рынке, производя более 100 млн кубометров в год. Эта поразительная цифра составляет более 70% мирового производства, причем большая часть этой продукции предназначена для международных рынков.
Значительный приток российской фанеры в Китай вызвал дискуссии среди экологических групп, которые опасаются роли Китая как канала для поставок древесины из России и Беларуси. Все чаще высказываются предположения, что российская березовая фанера попадает на европейский рынок через Китай и другие страны Евразийского региона.
Основными рынками экспорта китайской фанеры являются многие европейские страны, а также США, что вызывает дополнительные вопросы относительно конечного назначения этих продуктов, произведенных из российской древесины.
Экологические организации все громче заявляют о последствиях посреднической роли Китая в торговле древесиной. Поскольку Китай является ключевым пунктом для вывоза древесины из России и Беларуси, растут подозрения в отношении возможных нарушений экологических норм. Формы обхода регулирования могут позволить российской березовой фанере попасть на европейские рынки под видом китайского происхождения.
Учитывая положение Китая как ведущего производителя и экспортера фанеры, опасения распространяются на более широкие последствия таких торговых практик для глобальных усилий по сохранению лесов. Отсутствие прозрачности и отслеживаемости на этих торговых маршрутах усиливает подозрения, что экологический след таких сделок может быть значительным. Точная оценка воздействия остается сложной задачей, однако резкий рост этих торговых статистических данных требует усиления контроля.
Эта предполагаемая уязвимость цепочки поставок может подорвать усилия европейских заинтересованных сторон по поддержанию сертификации устойчивого происхождения. Поскольку эти международные цепочки поставок взаимосвязаны, существует острая необходимость в том, чтобы правительства и заинтересованные отрасли соблюдали строгие процедуры должной осмотрительности при закупках и сертификации деревянных изделий.
Экологические последствия таких торговых практик продолжают вызывать дискуссии на политических платформах, где заинтересованные стороны выступают за более строгий нормативный режим, который бы учитывал возникающие проблемы неэффективности торговли древесиной в этих ключевых странах-участницах.