
Запреты на экспорт лесоматериалов (LEB) стали популярным политическим инструментом в более чем 70 странах, особенно в развивающихся странах. Эти меры ограничивают международную торговлю определенными лесными продуктами, в первую очередь лесоматериалами, с целью стимулирования развития местной промышленности и занятости. Идея состоит в том, чтобы, удерживая сырую древесину в стране, развивать местную перерабатывающую промышленность, эффективно повышая уровень занятости и добавляя стоимость конечной продукции. Этот подход основан на убеждении, что экспорт сырья приносит экономике страны меньше выгод, чем экспорт готовой продукции.
Данные свидетельствуют о том, что LEB значительно повысили уровень занятости в развивающихся странах. Стратегия стимулирования местной переработки позволила увеличить местную занятость в некоторых районах на 25 %. Это особенно актуально для сельских и лесозависимых сообществ, где создание рабочих мест может привести к улучшению условий жизни и снижению уровня бедности. Поощряя местную промышленность, страны могут построить более диверсифицированную и устойчивую экономику, которая не будет полностью зависеть от экспорта сырья.
Экономическая обоснованность LEB хорошо документирована: страны отмечают рост таких отраслей, как производство мебели, строительство и производство бумаги. Кроме того, поддерживая отечественную промышленность, страны могут удержать большую часть экономической стоимости внутри своих границ, что потенциально может улучшить их торговый баланс. По мере развития отраслей благодаря этим запретам, экономика в целом может выиграть от увеличения налоговых поступлений, развития инфраструктуры и улучшения цепочек поставок.
Несмотря на эти положительные экономические результаты, не все последствия LEB полностью соответствуют целям устойчивого роста. Сосредоточение внимания на краткосрочных экономических результатах может затмить более широкие экологические соображения, что приведет к серьезным непреднамеренным последствиям.
Хотя LEB удалось стимулировать развитие местных отраслей, они одновременно вызвали серьезные экологические проблемы. Главная из них — тревожный рост темпов обезлесения. Согласно исследованию, проведенному Мухамедом Зербо и его коллегами, в развивающихся странах, в которых действуют LEB, обезлесение выросло на 22,3 % по сравнению со странами, не введшими такие запреты.
Эта противоречивая реальность является результатом стремления к увеличению местных мощностей по переработке древесины без адекватного укрепления устойчивых методов лесопользования. По мере роста внутреннего спроса на сырую древесину в связи с увеличением мощностей и потребностей перерабатывающих отраслей, усиливается давление на леса. Без строгих методов лесопользования леса подвергаются деградации и чрезмерной эксплуатации, иногда превышающей естественную способность к восстановлению.
Последствия такой вырубки лесов глубоки, они влияют на биоразнообразие и нарушают экосистемы. Лесные массивы, которые являются важными поглотителями углерода, сокращаются, что еще больше усиливает выбросы углерода в атмосферу. Сокращение лесного покрова влияет на местный климат и водный цикл, что сказывается на сельском хозяйстве и продовольственной безопасности жителей, чье выживание зависит от этих систем.
Кроме того, исчезновение лесов затрагивает коренные общины, чья культура, традиции и жизнедеятельность зависят от этих экосистем. С уменьшением площади лесов хрупкое равновесие между потребностями человека и сохранением экологии становится все более неустойчивым, что подчеркивает необходимость принятия мер, направленных одновременно на экономический рост и защиту окружающей среды.
Выводы Зербо и его исследовательской группы, основанные на данных за 20 лет, собранных в 124 развивающихся странах, подчеркивают этот критический парадокс. Хотя LEB стремятся к устойчивому управлению ресурсами путем содействия экономическому участию и прогрессу, без одновременных инвестиций в устойчивость лесов они непреднамеренно способствуют обезлесению.
Для решения этого парадокса необходимы надежные и многосторонние меры. Совместные усилия правительств, неправительственных организаций и местных сообществ имеют решающее значение для разработки стратегий, создающих рамки для устойчивого лесопользования. Они должны включать стимулы для устойчивой заготовки леса, обеспечение соблюдения правил в отношении незаконной заготовки леса и расширение лесов, управляемых местными сообществами, с учетом экономических выгод и экологических интересов.
В заключение можно сказать, что, хотя запреты на экспорт лесоматериалов являются эффективным средством повышения уровня занятости в развивающихся странах, их непреднамеренные экологические последствия, в частности усиление обезлесения, требуют сбалансированного подхода. По мере того как глобальный диалог смещается в сторону устойчивого развития, становится крайне важным, чтобы экономическая политика, такая как LEB, была согласована с более широкими экологическими целями, чтобы обеспечить будущее, в котором будут процветать и люди, и планета.