Евросоюз отложил выделение 600 млн евро финпомощи. Одна из причин — действующий у нас мораторий на вывоз древесины. Эксперты говорят, что под видом дров из Украины вагонами вывозили дорогие дуб и ясень, а потом европейские бизнесмены отправляли к нам уже дорогую мебель и бумагу, сделанную в ЕС. Наживаются на таком бизнесе как пограничники, чиновники, так и европейские фирмы.
Чаще всего рубят лес в Карпатах, Ровненской, Волынской, Житомирской, Черниговской и Киевской областях. Лысеют и целые гектары на вотчине президента — в Брацлавском лесничестве на Виннитчине. По статистике, только вырубка леса браконьерами за первое полугодие 2016 года выросла почти на треть, из-за чего Украина за это время потеряла 74 млн грн. Однако это лишь 10% от общего количества. По словам директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, 60% вырубки леса проводят вполне легально — чиновники в обход закона рубят лес свыше нормы под видом санитарных рубок.
«В документах указывается, что вырубка — это борьба с вредителями, причем сколько угодно, хотя они были всегда и большого урона деревьям не несут. Такие вырубки имеют официальный статус, и под этим предлогом за границу вывозится большинство редких пород», — говорит Борейко.
«Самовольная рубка совершена между линией государственной границы и контрольной полосой, доступ к которым ограничен. С украинской стороны подъездные пути и доступ отсутствуют, поэтому незаконно срубленная древесина переправлялась через линию границы на словацкую территорию, в результате чего государству нанесен ущерб на сумму 12,6 млн грн», — рассказала нам спикер департамента Юлия Давыдова.
В Кабмине, по словам Борейко, уже ждут подписи обновленные санитарные нормы. По ним будут запрещены массовые рубки в заповедниках и национальных парках, на которых и наживались чиновники. Кроме того, за каждую санитарную вырубку леса в лесных хозяйствах должны будут открыто отчитаться.
Сейчас на железнодорожных путях в Закарпатье стоят до ста вагонов с ценным деревом — ясенем, дубом. Хотя по документам в вагонах — лишь дрова и пеллеты. По словам спикера Закарпатской ОГА Ярослава Галаса, сейчас таких вагонов осталось около сотни.
«За это время через Чоп проехали всего несколько вагонов с кругляками сосны, которую можно вывозить. Это те вагоны, которые переправляли из других областей. Проверка показала, что под видом топливного материала в Италию, Румынию, Австрию, Чехию вывозили четырех- и шестиметровые колоды леса. Когда начали выяснять, в какие фирмы поставлялся лес, то обнаружили, что там ждали техническую древесину для изготовления бумаги», — рассказал Галас. По его словам, по такой же схеме лес сейчас вывозят через Львовскую и Черновицкую области целыми вагонами.
Вырубка лесов — прибыльный бизнес, в котором участвуют все стороны, от лесничеств до пограничников и иностранных фирм. Неофициально с лесником можно договориться нарубить «дров» всего за 200 грн с машины. А вот если переправить за границу, то заработки будут в разы больше, ведь наши деревья там на вес золота. «Если вагон топливной древесины стоит минимум 1600 евро, то деловой (бук, дуб) раз в десять дороже», — рассказал нам источник в Закарпатье.
По словам эколога Владимира Борейко, стоимость одного ствола трехсотлетнего дуба по минимальным расценкам — от 1 млн грн, за эту цену сейчас можно купить скромную квартиру в Киеве. По словам экспертов, наименее ценны хвойные породы, их используют для технических или столярных работ, да и то крайне редко. В основном гонятся за дубом, ясенем, буком, явором (редкая порода клена. — Авт.) — из них за границей изготавливают дорогостоящую мебель.
По словам экономиста Александра Охрименко, странам Евросоюза выгоднее покупать у нас кругляк, чем уже обработанные доски.
«У них есть возможность переработать лес самостоятельно, изготовить из него мебель и потом нам же ее продать. Этот бизнес нам навязывают нарочно, поскольку никто не хочет терять прибыль», — говорит он.
Источник: finance.ua