С 3 марта в ЕС вступили в силу новые правила сертификации леса.

[13/05/2013]

С 3 марта все европейские покупатели продукции из древесины должны требовать соблюдения поставщиками так называемой «Системы должной добросовестности» («Due Diligence»). По регламенту ЕС 995/2010 всю ответственность за легальность древесины, использованной при изготовлении продукции, несет одно лицо – оператор, который является покупателем по контракту на поставку сырья из Украины в страну-член ЕС. Поставка незаконно заготовленной древесины  рынок Евросоюза теперь является уголовным преступлением.

Под действие регламента подпадает почти полный перечень категорий товарной группы 44 «Древесина и изделия из нее» (кроме древесного угля, стружки и бондарные древесины, а также древесины, которая используется повторно и печатной продукции).

Нововведения подготовили еще два года назад, но понимая, что странам-экспортерам нужно подготовиться, действующим регламент решили сделать с марта 2013 года.

Предпосылки

США и Евросоюз серьезно обеспокоены увеличением объема реализации нелегальной древесины, поскольку это ведет к серьезным экологическим, социальным и экономическим последствиям. Незаконные рубки уничтожают лесные ресурсы, разрушают традиционную среду проживания местного населения, ведут к деградации почвы, изменению водного баланса, исчезновению некоторых видов растений и животных. По данным Всемирного банка, от незаконных рубок и сопряженного с ними нелегального оборота лесоматериалов страны ежегодно теряют около 10 млрд долл. США в качестве прямого экономического ущерба.

Новый регламент, по мнению экспертов, должен помочь охранять леса и ограничить организованную преступность и вооруженные конфликты. Следует также учитывать, что Европейский Союз потребляет 35% мировых запасов древесины.

Положения нового регламента Евросоюза

Новый регламент Евросоюза 995/2010 требует от поставщиков не только заполнения декларации, но и принятия целого ряда практических превентивных мер, чтобы исключить из цепочек поставок нелегальную древесину. Данный регламент вступит в силу в марте 2013 г. и будет юридически обязателен для всех стран ЕС.

Согласно новому регламенту все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок должны внедрить систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов и строго следовать ей. Импортеры должны либо самостоятельно разработать систему оценки рисков и контроля легальности, либо использовать одну из существующих схем, предусматривающую верификацию третьей независимой стороной, например одну из признанных схем международной добровольной лесной сертификации (в России самым оптимальным вариантом, пожалуй, является схема Лесного попечительского совета (FSC)). Импортеры теперь будут обязаны требовать от своих поставщиков документальных подтверждений того, что покупаемая ими продукция не содержит древесины, заготовленной с нарушениями законов страны, из которой она вывозится.

Регламент определяет нелегальную древесину как древесину, заготовленную с нарушением законодательства страны, из которой она вывозится. В частности, незаконна заготовка древесины без юридического основания или вне границ отведенных лесосек, с нарушением прав третьих сторон, связанных с лесопользованием, а также правил торговли и таможенного оформления. В России многие лесопромышленные компании допускают те или иные перечисленные нарушения и поэтому, безусловно, их продукция не соответствует новому регламенту ЕС, а импортеры таких товаров рискуют попасть под строгое наказание.

Регламент ЕС требует от компании-импортера обеспечения мер и процедур для минимизации высокого риска, вплоть до верификации легальности древесины третьей стороной. Мониторинг обеспечения поставщиками лесоматериалов должной добросовестности будет осуществляться специальными организациями, причем основанием для внеплановых проверок может служить информация, полученная от третьих сторон, включая неправительственные организации.

Среди наказаний, установленных за нарушение данного регламента, предполагаются штрафы, пропорциональные экологическому ущербу и стоимости нелегальных лесоматериалов, а также недополученным налоговым платежам и нанесенным экономическим потерям. Размер штрафов увеличивается в зависимости от размера нарушения и нанесенного ущерба и при повторных нарушениях. Кроме того, предполагаются арест и изъятие нелегальных лесоматериалов с последующим использованием для государственных нужд, а также немедленный запрет на торговлю на территории ЕС.

Готова ли Украина к введению этого регламента?

Более четверти экспортируемой украинской лесопродукции (по фактурной стоимости) поставляется на рынки ЕС. Приближение даты введения в действие Регламента ЕС 995/2010 все больше беспокоит украинских экспортеров древесины, поскольку его положения могут требовать от них выполнения дополнительных организационно-хозяйственных мероприятий.

На сегодня в Украине уже сделаны определенные шаги к созданию системы подтверждения законности заготовки и оборота древесины. Это введение сертификата легальности происхождения древесины и лесоматериалов. Каждый экспортер должен получить такой сертификат на каждую партию лесопродукции, оформленное одним транспортным документом. Чтобы его получить, экспортер предоставляет в областное управление лесного хозяйства или накладную на покупку древесины (лесоматериалов), а постоянные лесопользователи лесорубный билет.

Второй шаг - создание единой государственной системы электронного учета древесины. В целом система еще совершенствуется и внедряется и требует для этого значительных средств.

«Чтобы подтвердить происхождение и законность древесины, государство предпринимает определенные шаги, - говорит Алексей Дунець, менеджер контроля цепочки поставки программы QUALIFOR. - Но будет ли этого достаточно, покажет только время. Согласно регламенту, каждая страна будет иметь свою директиву с этим регламентом и уже оператор, который будет работать под этой директивой, сообщит поставщику, какие документы он потребует, чтобы продукцию приняли на территории европейского сообщества. Вскоре мы увидим реальную картину».

Эксперт рассказывает: пока никаких настроений среди европейцев нет, их ожидают, когда система заработает в полную силу, ведь только тогда можно будет увидеть, какие недостатки и недоработки недосмотрели и где еще нужно улучшение. Даже сами европейцы пока ничего не могут сказать по этому поводу. ЕС шло к воплощению такого проекта 20 лет, но что из этого будет - покажет время.

«Проблемы могут возникнуть при внедрении системы «Due Diligence». Все остальные механизмы цепей четко описаны и там проблем не должно быть, - отмечает Алексей Дунець. - Сама система «Due Diligence» насчитывает три основные составляющие: доступ к информации, оценку и минимизацию риска. И вот именно оценка и минимизация риска - это то слабое место, где могут возникнуть различные проблемы, которые потребуют затрат на их решение».

Інші новини
Виникла помилка при спробі обробити ваш запит. Будь ласка, спробуйте ще раз. Якщо проблема повториться, зверніться до служби підтримки