Еще не успел в полной мере вступить в действие закон о запрете экспорта необработанного леса, а вокруг него уже развернулись острые дискуссии.Василий Худицкий, корреспондент DT.UA провел собственное расследование о том, какие последствия будут иметь внедрения этого нормативного акта.
Целью принятия этого закона было желание, во-первых, остановить коррупционные схемы относительно вырубки и реализации необработанного леса, во-вторых, заменить экспорт дешевого сырья на товары из дерева с высокой добавленной стоимостью, в-третьих, за счет аккумулированных средств возродить лесную и деревообрабатывающую отрасли: реанимировать предприятия, создать новые рабочие места.
Целью авторов проекта бело дать возможность развиваться малому и среднего бизнеса, как движущей силы экономики.
Однако Валерий Мех, частный предприниматель из Тернополя, считает, что положительных сдвигов следующие пять лет ожидать не стоит.
— Наши мебельщики тяжело трудятся и не могут выйти из этой ямы уже более 20 лет. В результате, государство продает древесину, а швейцарцы, румыны, венгры и т.д. покупают украинскую древесину по 1000 долл. за кубометр и зарабатывают 2-3 тыс. процентов в готовых изделиях. Мы же теряем время, теряем древесину. Конечно, лучше было бы ее продать за границу, чем уничтожать. Деревообделочникам абсолютно необходимо современное, высокотехнологичное оборудование. Государство на это должен дать определенные финансы.
Еще одной проблемой, которую не решает запрет, стало возможность получать древесину. Правила, действующие на украинском сырьевом рынке, обеспечивают интересы только крупных предприятий. Даже после вступления в силу моратория на вывоз леса, законодательно не закреплено прозрачные механизмы реализации излишков. Более того, это благотворная почва для возникновения новых нелегальных сделок и коррупционных механизмов. На данный момент в Украине лесхозы реализует древесину на аукционах. Такой формат выгоден лесным хозяйствам, ведь несет меньше хлопот: лучше иметь дело с десяткой крупных фирм, чем с сотней малых. Однако такая ситуация не идет на пользу ни отрасли, ни малому и среднему бизнесу. Вероятным методом решения данной проблемы могут стать установление приоритетов для покупки древесины. Небольшим предприятиям - производителям будет предоставлен приоритет в покупке сырья.
Еще одним негативным последствием введения закона может стать сокращение рубки древесины, на фоне подорожания материалов.
Впрочем, говорить о возможных последствиях как о совершенном факте еще рано, закон вступит в силу только с 1 ноября 2015 года.
Острые углы существуют и вполне понятно опасения представителей малого и среднего бизнеса, которые не хотят снова один на один оказаться с проблемами, без защиты и поддержки государства. Впрочем, сейчас становится ясно одно, что для развития деревообрабатывающей отрасли принятие одного закона мало. Необходимо внедрять комплексные меры по улучшению конкурентоспособности, кредитованию, распределению древесины, развитию новых технологий и смягчения инвестиционного климата, усиления контроля и тому подобное.