Мебельная отрасль в Украине, благодаря имеющимся производственным мощностям и ресурсам, активно развивается и экспортирует свою продукцию. Несмотря на нехватку lovemark-брендов, эта отрасль демонстрирует высокий дизайнерский потенциал. Зарегистрировано более 11 тысяч производителей мебели, из которых 74% составляют микропредприятия.
Начало великой войны существенно повлияло на доходы предпринимателей отрасли, которые снизились на 44% с 42 548 млн грн в 2021 году до 26 006 млн грн в 2023 году. Значительная релокация предприятий способствовала росту количества производителей в определенных регионах, в частности, в Ивано-Франковской области.
Несмотря на военные условия, мебельная индустрия показала устойчивость с экспортом, что значительно превышает импорт. Крупнейший регион экспорта – mdash; Европа, которая в конце 2023 года составляла 96% всего экспорта.
Рынки Польши, Германии и Дании являются главными потребителями украинской мебели. Однако экспорт в страны Азии и Африки снизился в два-три раза из-за войны, блокирования границ и закрытия транспортных путей. Общий экспорт в 2023 году упал на 2% до 786 млн долл., в то время как импорт составил 355 млн долл.
На международном рынке высоко ценится серийная, дизайнерская мебель и изделия из дерева. Великобритания, Франция и страны Ближнего Востока требуют соответствия высоким стандартам безопасности и дизайна. На американском рынке украинская продукция отличается высоким качеством и дизайнерскими решениями, но обеспечение больших объемов вызов.
После войны мебельные предприятия столкнулись с оттоком иностранных клиентов, мобилизацией работников и усложнением логистики. Внутренние проблемы включают нехватку квалифицированных кадров, несовершенную образовательную систему и нехватку площадей. На международном уровне компании сталкиваются с барьерами социальной ответственности и требованиями к сертификации продукции.
Эксперты отмечают необходимость разработки стратегии для успешной работы на внешних рынках, знания маркетинга и специфики бизнес-коммуникаций. Значительную роль играет участие в международных выставках, позволяющей не только продемонстрировать продукцию, но и наладить контакты.
В завершение значительное снижение импорта из России и Беларуси после 2022 года показывает изменение геополитической ситуации, влияющей на отношения в мебельной отрасли.
МАРИАНА МАЛАЧЕВСКАЯ-ДАНЧЕК
кандидат социологических наук, основатель и СЕО Исследовательского агентства Fama