Валерий ЧЕРНЯКОВ: «Основным преступлением прежнего руководства является продажа необработанной древесины без документов на миллиарды гривен»

7 Jul 2014

Что происходит в едва ли не наиболее закрытой для общества отрасли? Какое наследство оставила новому лесному руководству команда Семьи? Будут ли сломаны старые схемы, станет ли свободным доступ в лес? Об этом и многом другом –  в интервью с главным лесоводам страны Валерием Черняковым.

Отрасль погрыз червь коррупции

УК: Валерий Викторович, в каком состоянии оказалась отрасль за годы правления команды Януковича? Какой ущерб нанесен государству и обществу?

— Это миллиарды гривен. По данным Государственной финансовой инспекции за 2013 год выявлено нарушений на 282 миллиона гривен, а ревизия деятельности агентства за 2010 и начало 2011 года показала злоупотреблений почти на 743 миллионов гривен. Деятельность прежнего руководства Гослесагентства в 2013/2012 годах еще только проверяют правоохранительные органы и прокуратура.

По результатам проведенных ревизий составлено 868 протоколов. В правоохранительные органы передано 21 материалов ревизий, по которым возбуждено 6 уголовных дел. И это только начало.

Основные нарушения заключаются в разбазаривании земель: отчуждено десятки тысяч гектаров земельных участков лесного фонда. Незаконно передавались земли для строительства коттеджей и дач (отец бывшего вице-премьера Сергея Арбузова получил в аренду на 49 лет лес площадью 180 га себе под имение). И таких фактов десятки. Проводились вырубки на территории природно-заповедного фонда, предприятия Гослесагентства реализовывали лесопродукцию по цене ниже себестоимости и рыночных цен.

Однако главное преступление бывшего руководства – продажа необработанной древесины вне аукционов, без документов, часто контрабандой. Это сотни миллионов гривен недополученных средств отечественными лесхозами.

Гослесагентство всячески помогает правоохранительным органам в расследовании этих преступлений и я уверен, что уже в скором времени соответствующие материалы будут переданы в суд.

Мы понимаем, что нам нужно бороться с коррупцией, максимально прозрачно реализовывать древесину и иметь от этого экономический эффект для отрасли и государства. Для борьбы с теневым оборотом древесины задействовано мощные мероприятия: мониторинг незаконных рубок и усиления ведомственного налогового таможенного контроля.

Но ожидаемых результатов они пока не дали из-за сложной экономической конъюнктуры – цены на древесину падают, спрос снижается. Поэтому, кроме усиления деятельности лесной охраны, будем расширять внедрение единой государственной системы электронного учета древесины, главное назначение которой - максимально ограничить ее незаконный оборот и приостановить нелегальные лесозаготовки. Надо также решить проблему распространения электронного учета на лесные хозяйства Минобороны и других лесопользователей.

Продавать бревна – это позавчерашний день

УК: Что делается для преодоления кризиса в отрасли? Какие шаги планируется на ближайшую, среднюю и долгосрочную перспективу?

— Для преодоления кризиса нужно выявить и проанализировать основные проблемы, понять их причины. Основные проблемы лесного хозяйства – низкий технический уровень лесохозяйственного производства и значительный уровень износа основных производственных фондов. Лесхозы – государственные предприятия, они не имеют возможности ни брать кредиты на нормальных условиях, ни получать технику через лизинг и вынуждены развиваться за счет реинвестирования собственной прибыли.

Также речь идет о дефиците кадров, который объясняется низким уровнем оплаты труда и развалом системы профессионального образования. Я намереваюсь планомерно повышать зарплату работникам до уровня средней в области. Перед Министерством образования будет поставлен вопрос о более скоординированной работе между лесными предприятиями и образовательными учреждениями.

Следует отметить и недостаточное развитие мощностей глубокой переработки древесины, а из-за этого происходит недостаточное использование расчетной лесосеки. Это большая беда Украины - когда европейское государство вынуждено экспортировать необработанную древесину.

Одна из моих главных задач - развитие деревообработки, чтобы отечественные предприятия имели достаточно мощностей для переработки украинского сырья.

Кроме того, лесная отрасль имеет возможность помочь стране снизить зависимость от импорта газа за счет производства пеллет из отходов деревообработки. На Волыни, в Житомирской области уже есть определенные сдвиги, когда лесхозы переходят к глубокой переработке древесины, но пока это единичные случаи. Развитие лесхозов сдерживается из-за статуса государственных предприятий, поэтому они должны согласовывать все свои капитальные расходы с государством.

Есть большой потенциал в развитии туризма, в частности зеленого, за счет увеличения интереса к украинским национальным паркам, развития пластунства и системы молодежных летних лесных лагерей, реформирования охотничьей отрасли, которая должна стать доступной, а не только быть закрытым клубом для элиты.

Экспериментальной площадкой для внедрения новых подходов к развитию лесной отрасли, думаю, должен стать Карпатский еврорегион. Во-первых, из-за того, что для местных общин лес - основа жизни. Во-вторых, через критическое количество проблем, которые накопились именно в Карпатах. И, в-третьих, через возможности привлекать и внедрять европейский опыт. Еще несколько лет назад ситуация в румынской или словацкой части Карпат была критической, но благодаря реформам и помощи ЕС наши соседи смогли ее исправить, поэтому меня интересует их опыт.

Гослесагентство планирует работы по внедрению принципов приближенного к природе ведения лесного хозяйства, выращивание устойчивых и продуктивных разновозрастных смешанных лесов и широкое применение выборочных систем рубок главного пользования и рубок переформирования на основе природосберегающих технологий заготовки древесины.

Лес должен оставаться государственным!

УК: Как вы относитесь к предложениям разделить функции вашего агентства: хозяйственная, политическая, контролирующая? Насколько, по вашему мнению, целесообразно создать государственный лесной холдинг по примеру Польши или другой страны, чтобы он платил определенный процент от доходов, а остальные использовал на зарплаты, охрану, восстановление леса и уход за ним, на закупку техники - по своему усмотрению, но с соблюдением требований закона и Лесоводческой науки?

— К этому следует относиться очень взвешенно и ответственно. С одной стороны, лесное хозяйство - одна из немногих отраслей, где еще есть остатки социализма: именно государственные лесхозы доминируют в заготовке леса. С другой - надо понимать, что чисто формальный подход к распределению контролирующих и хозяйственных функций приведет к тому, что агентство потеряет контроль за деятельностью лесхозов. Будет создан «лесной холдинг», который будет подчиняться Фонду государственного имущества с последующей приватизацией и развалом большинства лесхозов. Все обязательства - лесная охрана, лесоразведение - останутся на государстве, а коммерчески привлекательные функции, в частности лесозаготовка, перейдут в частные руки.

Яркий пример - Россия, где государственные лесхозы расформировали, а леса передали в аренду частным предприятиям. Результат: тотальные пожары из-за недофинансирования и тотальные увольнения бывших работников лесхозов. В Пермский области, в Тюмени и в Воркуте на заготовке леса работают узбеки и таджики - им можно платить копейки, они могут жить в землянках и работать, даже не подозревая о существовании правил безопасности. У нас же до 70% затрат на лесоразведение, противопожарные мероприятия - за счет собственных поступлений лесхозов, то есть фактически лесхозы дотируют государство ежегодно на сотни миллионов гривен.

Польский пример интересен и понадобится Украине после того, как государство станет способной полноценно финансировать свои обязательства, а уровень коррупции уменьшится хотя бы до польских показателей.

Проведение реформ без должной подготовки может привести не только к развалу отрасли, но и к массовому сокращению работников и резкому увеличению безработицы в лесных регионах.            

Не секрет, что частные лесозаготовительные предприятия очень часто привлекают работников из других регионов, не придерживаются трудового законодательства и не собираются брать на себя социальные обязательства, в частности строительство лесных дорог.

Однако определенные элементы польского опыта реформирования лесной отрасли можно уже внедрять. В Польше лесозаготовители платят только один налог - лесной. Это аналог нашего фиксированного сельскохозяйственного налога. База налогообложения - количество гектаров леса, находящегося в пользовании и зависит от площади главных пород деревьев и от их классификации по качеству. При этом лесной налог является местным: все поступления идут в бюджет общины, где расположен лес. Так в Польше государство финансово поощряет лесные общины и стимулирует эффективное лесопользование, поскольку налог уплачивается независимо от финансовых результатов лесозаготовителя.

Нам интересен опыт и других европейских стран, в частности относительно освобождения от какой-либо платы за ресурсы. Большинство европейских лесоводов даже не знают, что такое попённая плата. В Украине рентные платежи - это половина фискальной нагрузки на предприятия отрасли, и за последнее время они выросли почти вдвое.

Во всех европейских странах государственные лесные предприятия и частные владельцы получают целевые дотации из бюджета и внебюджетных фондов, направляемых на содержание объектов природно-заповедного фонда, лесоразведение, инвентаризацию и планирование, науку, образование, поддержание и развитие лесной инфраструктуры, регулирования водных потоков , техническое переоснащение. Мы также надеемся получить доступ к европейским фондам, сотрудничаем со Всемирным банком, в государственном бюджете же денег на финансирование развития отрасли нет.

Степи нужны лесополосы

УК: Действующие программы - «Леса Украины» и т.п. - вызывают немало критики, в том числе по так называемой оптимальной лесистости, что привело к конфликтам в степной зоне. Будут ли пересматриваться эти программы? Что уже делается для остановки непродуманного облесение степи?

— Агентство работает над вопросом продолжения действия Государственной целевой программы развития лесного хозяйства до 2020 года, и мы заинтересованы в широком привлечении общественности к разработке этого документа.

Относительно работы в южных и восточных регионах есть две ключевые проблемы: изменение климата, которое провоцирует резкое увеличение количества вредителей, частые пожары. Ответом на эти вызовы должны стать изменения подходов к видовому разнообразию - мы должны высаживать виды, которые лучше приспособлены к засушливому климату.

Второй вызов - сохранение и развитие лесополос. Защитное лесоразведение - наиболее экономически эффективное средство в борьбе с эрозией почв, которое способствует возвращению в хозяйственное использование нарушенных земель и созданию устойчивых лисоаграрних ландшафтов. По данным Национальной академии аграрных наук, от водной и ветровой эрозии ежегодно исчезает 15 миллионов тонн гумуса, около 600 миллионов тонн плодородного горизонта почвы, около 90 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий превращается в деградированные земли. Ежегодные потери от эрозии почвы в пересчете на зерновые единицы составляют 8-9 миллионов тонн, общие потери сельскохозяйственного производства - 3 миллиарда долларов США.

Для реализации этой задачи мы собираемся реанимировать программу развития агролесомелиорации в Украине.

УК: Что еще предлагается для сохранения полезащитных лесополос? Как, по вашему мнению, следует решать эту проблему?

— Одна из важных проблем - отсутствие хозяина, а следовательно, и финансирования. Для лесхозов лесополосы не интересны с финансовой точки зрения, целевого финансирования из бюджета на них нет, механизма сотрудничества с аграриями также. Для решения проблемы следует прежде решить вопрос с правом собственности и предусмотреть целевое финансирование восстановления лесополос как за счет частных компаний-холдингов, так и за счет местного и государственного бюджетов, собственных средств лесхозов. Также, полагаю, надо рассмотреть возможность возобновления в Украине государственной службы агролесомелиорации и водных мелиораций.

Где охотился диктатор, сделаем нацпарк

УК: Поддерживает ли Гослесагентство предложение о создании на месте Днепровско-Тетеривского спецохотничьего хозяйства, более известного в народе как «Сухолучье» Януковича (его еще путают с Межигорьем), заповедника или национального парка?

— Гослесагентство поддерживает предложение о создании на месте Днепровско-Тетеривского гослесоохотхозяйства заповедника или национального парка. Мы должны решить этот вопрос вместе с Минэкологии. Сейчас проводят инвентаризацию этого хозяйства, в частности в прошлом году там построили 100 километров асфальтированных лесных дорог. Так было не только нанесен ущерб природе - лесные дороги должны иметь грунтовое покрытие, но и оставили отрасль без средств на строительство дорог в других регионах.

После бегства Януковича без хозяина также осталось лесное хозяйство Белоозерское в Киевской области - вопрос с этим объектом также решают правоохранительные органы.

Сначала закон, потом люстрация

УК: Нужна ли агентству люстрация и как она будет происходить?

— Люстрация - это освобождение с последующим запретом на работу по определенным формальным критерием: наличие гражданства иностранного государства, сотрудничество со спецслужбами других стран и т.п.. Люстрация должна проводиться на основании закона, следовательно, до его принятия никаких люстраций в агентстве быть не может. Как гражданин поддерживаю принятие и реализацию законопроекта «О проведении люстрации в Украине», внесенный на рассмотрение парламента лидером ВО «Свобода» Олегом Тягнибоком. Он предусматривает ограничение занятие должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органах в Украине лицами, сотрудничавших с оперативными работниками бывшего КГБ СССР до 1991 года как агенты, резиденты или другие негласные нештатные сотрудники или сотрудничали со спецслужбами других государств как тайные информаторы или помощники в оперативном получении информации, запятнали себя участием в коррупционных схемах, способствовали становлению режима Януковича.

Однако стоит отметить, что люстрацию будут проходить только государственные служащие, те, кто принимал присягу. На работников государственных предприятий, в частности лесхозов, закон не будет распространяться.

ДОСЬЕ «УК»

Валерий ЧЕРНЯКОВ. Родился в 1966 г. в селе Долгое Закарпатской области. Окончил Шацкий лесной техникум и Украинский государственный лесотехнический университет, Межрегиональную академию управления персоналом. Работал егерем в Днепровско-Тетеревском лесо хозяйстве, лесником Турийского межколхозного лесхоза.

Источник: ukurier.gov.ua

Другие публикации:
При обработке запроса произошла ошибка.