В Европе лесопильные отходы используются не только для производства древесных плит или в качестве биотоплива, но и для борьбы с гололедицей. В Швейцарии компания CPAG наладила выпуск щепы Stop Gliss Bio, которая заменила на дорогах страны неэкологичную соль.
Изначально компания специализировалась на изготовлении промышленных химикатов. Однако в 2005 г. этот рынок рухнул, и завод пришлось закрыть. Владелец компании Бернард Коновал начал искать новый продукт. Тогда и появилась идея производства щепы Stop Gliss Bio. В 2008 г. продукт был выпущен и опробован в швейцарском г. Ла-Шо-де-Фон, который находится на высоте около 1000 м над уровнем моря и известен своей холодной погодой. После этого новой продукцией заинтересовались и другие города и деревни.
Процесс производства заключается в том, что древесные отходы измельчаются до необходимой фракции, чтобы их можно было сыпать всеми европейскими стандартными машинами для разбрасывания антигололедных реагентов. Тонкие прямоугольные кусочки дерева обрабатываются хлоридом магния. Щепа медленно высвобождает хлорид магния, находящийся в ее волокнах, и прилипает ко льду. «Это похоже на монету: она всегда падает ровно, – объясняет Бернард Коновал. – Поверхность щепы в пять-десять раз больше, чем у гравия. Кроме того, гравий более или менее круглый, поэтому, когда по нему идут, он катится под ногами, и можно запросто поскользнуться. Когда вы идете по щепе, даже при -20°С вы не скользите».
Для производства Stop Gliss Bio компания использует щепу с лесопильных заводов различных производителей. «Есть несколько видов древесины, которые очень мало используются в Швейцарии, например тополь, – говорит Бернард Коновал. – Между тем тополь сохраняет раствор хлорида магния намного лучше, чем, например, бук».
Опыт использования технологии в г. Ла-Шо-де-Фон показал, что поверхность не замораживается повторно в течение пяти дней, если снова не будет сильного снегопада. Соль быстрее растапливает лед, но при температурах -10…-15°С она держит поверхность незамерзающей только несколько часов. Поэтому приходится разбрасывать ее несколько раз в день. «Stop Gliss Bio примерно в шесть раз дороже обычных реагентов, – говорит Бернард Коновал. – Но эффект от ее использования длится в шесть раз дольше, это меняет ситуацию».
В 2018 г. швейцарский опыт борьбы с гололедицей на дорогах переняли власти г. Розмари (пр. Квебек, Канада). До этого в г. Розмари, а также в некоторых других городах пытались решить проблему с помощью свекольного сока. Им обрабатывалась соль, и из-за улучшенных качеств ее требовалось меньше. Но такая соль все красила, пачкала обувь, одежду и автомобили. «Древесная щепа – полностью биоразлагаемый материал, – говорит мэр г. Розмари Эрик Вестрам. – Поэтому, даже при попадании в воду или на частную лужайку, она распадается в почве. Мы использовали ее в течение трех недель на двух улицах у реки, где сыро и большая гололедица». По словам мэра, древесная щепа поддерживает сцепление автомобилей даже при температуре -30°С, тогда как соль можно применять только до -15°С.
По данным Статистического управления Канады, ежегодно в стране используется около 5 млн т дорожной соли. Ее применение приводит к увеличению солености почв, повреждению растительности, загрязнению грунтовых и поверхностных вод.
Эксклюзивная лицензия на изготовление и продажу такой щепы принадлежит канадскому предпринимателю Андре Прево. Он начал производить и продавать щепу в ноябре 2017 г. на своей фабрике в г. Жольет. «В Квебеке, где много озер, людям не нравится соль, – говорит Андре Прево. – Все хотят попробовать такую древесную щепу, люди хотят большей экологичности. Интерес к такой щепе есть не только в Канаде, но и в США».
Древесная щепа стоит дороже, чем обычная соль, но в применении обходится дешевле, так как покрывает большую площадь дорожного покрытия. Оборудование для рассыпки используется то же, что и для соли, однако щепа не вредит металлическим частям оборудования. В следующем году Эрик Вестрам планирует внедрить новую практику на других улицах города.
Источник: Відкритий ліс