О новых открывшихся возможностях для госпредприятий и бизнеса

10 марта 2014

Аукционы по продаже необработанной древесины на 2-й квартал 2014 г. начались с сюрприза в виде повышения стартовых цен на круглые лесоматериалы, связанные с двукратным повышением попенной платы. Вообще-то эту плату должны производить постоянные лесопользователи, т.е. лесные хозяйства. Но продавцы это бремя переложили на покупателей. Так, стартовые цены на сосновый пиловочник на 2-й квартал были подняты от 30 до 45 грн. на куб. м.

Учитывая, что деревообрабатывающая отрасль по-прежнему пребывает в фазе кризиса, то для многих лесопильных предприятий это повышение цен может стать фатальным, а точнее летальным. Решение о повышении ставки налога было принято бежавшей преступной властью, которая одной рукой крала, а другой облагала дополнительной данью обокраденныйею же народ. Было бы более справедливым с них и взыскать недоимки в виде возврата в государственную казну нажитоенелегким коррупционным трудом средства и имущество.

С другой стороны цены внутреннего рынка на круглые лесоматериалы за время коррупционного лихолетья и так постоянно росли, чего не скажешь об экспортных ценах.Стабильность экспортных цен годами обеспечивалась их крышеванием со стороны коррумпрированных высших чиновников, за что импортеры платили в их коррупционный общак под видом платы за маркетинг. Этот общак и составлял те самые украденные у государства миллиарды, о которых стало известно только сейчас, поставив страну на грань финансового краха. Так что в изменившихся условиях это будет выглядеть не как повышение экспортных цен, а скорее как корректировка и восстановление справедливости в отношении государственных предприятий, что позволит несколько оздоровить экономику лесного сектора. Для этого нужно просто пересмотреть все действующие экспортные контракты по ценам. Если этого не сделать, то за экспортные шалости чиновников-коррупционеров опять будут отдуваться отечественные производители. Но процесс пересмотра экспортных контрактов по ценам, кстати, уже пошел. Так что дополнительные поступления от экспорта могут покрыть расходы лесхозов по оплате попенного налога, что позволит не повышать цены для внутреннего потребителя.

А чтобы окончательно поставить точку в борьбе с коррупцией в экспорте круглого леса, нужно в дальнейшем осуществлять его через биржевые торги. Например, через специальные биржевые торги в Киеве. Этим можно решить множество проблем. Значительно сократить коррупцию в лесном секторе, предоставить всем участникам рынка равные условия доступа к сырью, создать здоровую рыночную конкуренцию, обеспечить гласность, надлежащий учет и контроль экспорта. Вот тогда экспортные цены будут не отставать, а опережать цены внутреннего рынка, как это было до 2007 г.

Если для экспорта лесоматериалов биржевые торги будут иметь положительное значение, то для внутреннего рынка они давно уже стали тормозом для развития деревообрабатывающей отрасли, так как не могут обеспечить гарантированные поставки требуемых производству объемов леса, да и с ценами постоянная чехарда. Поскольку приоритетом пользовались экспортные поставки, то большая часть наиболее востребованной древесины туда и уходила. Искусственное уменьшение объемов реализации древесины на внутреннем рынке приводило к нехватке древесины и стремительному росту цен. При этом цены на лес росли не только за счет торга, но и за счет неоправданных транспортных расходов, когда из-за невозможности приобрести лес в требуемых объемах в своей области, деревообработчики вынуждены завозить его из соседних областей. Из Сумской, Киевской областей лес везут в Черниговскую область и наоборот.

Не надо забывать, что отцом аукционной системы торговли, как и коррупционных схем экспортной торговли был бывший руководитель лесной отрасли приснопамятный Сивец В.Н. А к чему бы он не прикасался, у него выходила только коррупция, о которой не писал только ленивый. Но при бежавших покровителях он был неуязвим, а потому безнаказан и амбициозен. Даже в своем заявлении об отречении от должности он бойко отрапортовал о заработанных возглавляемой им лесной отраслью миллиардах гривен, но ни слова не сказал об украденных. Поэтому все, что он вводил в практику лесной отрасли, требует незамедлительного пересмотра. За время его тайм-аута на посту руководителя лесной отрасли в кризисные 2009—2010 гг. лесные аукционы были отменены и никаких проблем с реализацией древесины не возникало. Импортеры тоже дышали свободной грудью, так как никто с них ясак не требовал. Нынешняя экономическая ситуация, когда гривна отпущена в свободное плавание, обстановка просто требует предоставить лесхозам хозяйственную самостоятельность, в том числе и в торговле. С одной стороны есть опыт, когда вмешательство вышестоящих чиновников влечет за собой хищения в особо крупных размерах, а с другой стороны цены на лесоматериалы сейчас могут меняться каждую неделю. Биржи со своей квартальной цикличностью их просто не догонят. Кто и как их будет корректировать? К тому же в условиях, когда вопрос стоит о выживании, как производителей лесоматериалов, так и их потребителей, цены должны быть договорными, устраивающими обе стороны. Отсюда следует, что и взаимоотношения продавца и покупателя также должны стать партнерскими, т.е. учитывающими взаимные интересы, а не только интересы продавца, как это было до недавнего времени. Долгосрочные прямые договора потребителей с поставщиками должны прийти на смену анархии поставок из-за аукционных капризов. Для этого потребители подают свои заявки в соответствующие областные управления лесного хозяйства, где они рассматриваются и служат основой для планирования лесозаготовительных работ и реализации древесины. Аукционную форму торговли оставить для наиболее ценных и высокосортных пород древесины, а также ввести в практику лесные интернет-аукционы. На областных биржах технические условия для этого есть, нет только положения об их проведении. Эти интернет-аукционы могут быть постоянно действующими, через которые лесхозы могут реализовывать все свои неликвиды.

Лесхозы могут оптимизировать свои расходы и за счет пересмотра необходимости опять же коррумпированного электронного учета, введенного с целью обогащения отобранных частных коммерческих структур, поставляющих лесхозам оборудование и бирки по значительно завышенным ценам. Тем более, что никакого практического значения этот учет не имеет. Потребитель как получал лес с пересортицей до эры электронного учета, так продолжает его получать и с наступившей эрой электронного учета. Учет леса не только не облегчился, вопреки заявлениям его создателей, а еще больше усложнился. И немудрено, так как в основе его лежат давно устаревшие стандарты еще советских времен, допускающих довольно широкое и неоднозначное толкование качественных параметров леса, хотя в нормативных закромах уже давно имеются национальные стандарты Украины по круглым лесоматериалам, соответствующие европейским стандартам. Но так как основной целью поспешного внедрения электронного учета было срубить бабла по легкому, то о них даже и не вспомнили.

Пора вернуть на внутренний рынок и такой уже порядком забытый  сортимент как рудничная стойка, отданный на откуп опять же одной частной структуре.

Если учесть только открывшиеся возможности, то обнаружится, что никакой необходимости поднимать цены на лесоматериалы на внутреннем рынке на прошедших аукционах и не было. Просто, сбросив коррупционное ярмо, нужно оптимально использовать открывшиеся возможности. До настоящего момента государство постоянно давило на малый и средний бизнес, пора бы уменьшить этот гнет, в том числе и за счет ослабления тотальной контрольно-разрешительной системы, еще одного коррупционного пласта.  

caravan-trans.com

Другие публикации:
При обработке запроса произошла ошибка.