Торговля круглыми лесоматериалами на внутреннем рынке Украины с 2007 г. осуществляется исключительно в форме аукционных торгов. В качестве нормативного документа, определяющего порядок проведения аукционных торгов по продаже необработанной древесины является приказ ГК ЛХУ № 42 от 19.02.2007. Торги проводятся ежеквартально на областных товарных агропромышленных биржах. По форме торги – аукционные, по сути – биржевые, на самом деле нечто третье.
Аукционы предполагают наличие товара, с которым покупатели могут ознакомиться до начала торгов. На действующих же лесных аукционных торгах осуществляются фьючерсные сделки, что характерно для биржевых торгов.
Кроме того, коммерческий смысл аукциона состоит в том, чтомаксимальная цена на реализуемый товар устанавливается путем непосредственной конкуренции покупателей, одновременно присутствующих в месте продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Поначалу так оно и было, но потом участники аукционных торгов установили свои негласные правила. Перед началом аукционов выставленные на продажу лоты по договоренности распределяются между покупателями самими же покупателями. Таким образом, лоты в ходе торгов приобретаются по стартовым ценам. Осуществляется элементарное распределение древесины по принципу уравниловки. Получается, что принципы проведения аукционных торгов не соблюдаются. Тогда какой смысл их вообще проводить?
А может быть, лесные торги нужно классифицировать как биржевые? О фьючерсных сделках здесь уже упоминалось. Только для того, чтобы лесоматериалы продавать через биржи, они должны соответствовать требованиям, предъявляемых для биржевых товаров:
Эти требования на лесных аукционах также не выполняются в полной мере. В первую очередь это касается качества и стандартизации выставляемых на продажу лесоматериалов. В одном небольшом по объему лоте (50 – 70 м3) можно встретить до 12 позиций круглых лесоматериалов по размерно-качественным параметрам, которые на практике продавцы никогда не выполняют. Зато такое обилие товарных позиций в одном лоте предоставляет продавцу возможность отгружать любые лесоматериалы, особо не заморачиваясь по поводу их качества. О крупных партиях товара в одном лоте также речь не идет. Средний объем лота составляет 70 – 100 м3, хотя многим предприятиям требуются лоты от 500 м3 и более. В общем, правила торговли необработанной древесины уже давно нуждаются в корректировке, а еще лучше в полной их переработке.
Несколько по-иному выглядит сектор экспортной лесной торговли, хотя, в конечном счете, он тоже является «распределителем», только закрытого типа. Объемы поставок и цены для импортеров здесь стабильны. При этом официальные отпускные цены для лесхозов здесь ниже, чем на внутреннем рынке. В настоящее время разница по сосновому пиловочнику, например, в среднем составляет 50 – 60 грн. в пользу внутреннего рынка. До повышения курса доллара США эта разница была еще больше. Казалось бы, при таком раскладе внутренний рынок должен быть обеспечен лесоматериалами до полного его насыщения. Но ничего подобного мы не наблюдаем, так как экспортные поставки вопреки всякому здравому смыслу пользуются приоритетом, а внутренний рынок обеспечивается уже по остаточному принципу. Средние предприятия при этом постоянно испытывают нехватку пиловочного сырья, в результате чего вынуждены уменьшать объемы производства и сокращать рабочие места, а соответственно и отчисления в бюджет. Казалось бы, идиотизм на грани предательства национальных интересов. Второе верно, первое не совсем. Реальные экспортные цены на лесоматериалы для импортеров обходятся не меньше, а даже больше цен внутреннего рынка. Просто ценовая маржа в виде платы за «маркетинг» уходит на офшорные счета, где ее след теряется и лесхозы к ней не имеют никакого отношения. В результате коррупционного рэкета лесхозы теряют часть своей потенциальной выручки, а кто-то сказочно обогащается на ровном месте и за казенный, т.е. государственный счет. Отсюда и искаженные приоритеты в торговле круглыми лесоматериалами. В общем-то, это секрет Полишинеля. Об этом уже очень много писалось и говорилось в СМИ. Тем не менее, созданный коррупционный механизм в течение нескольких лет работал исправно. По сути, это было экономическое преступление, направленное против госпредприятий, малого и среднего бизнеса. Этот коррупционный механизм находится в рабочем состоянии и сейчас. Вот только в связи с изменившейся политической ситуацией в стране возникает вопрос: пойдет ли этот механизм на слом или обретет новых хозяев? Если случится второе, то это обстоятельство совместно с тотальной контрольно-разрешительной системой, еще одним махровым коррупционным механизмом, окончательно похоронит экономику.
Для существенного ограничения коррупции требуется совсем немного. Главное нужно запретить чиновникам всех уровней и рангов вмешиваться в хозяйственную деятельность подчиненных предприятий, ибо опыт показывает, что такие вмешательства влекут за собой, как правило, хищения в особо крупных размерах. Такой запрет уже давно нашел свое отражение в действующем законодательстве Украины. В Хозяйственном кодексе, например. Так что дело остается за малым, нужно начать выполнять свои же законы. Ну и пересмотреть контрольно-разрешительную систему, существенно ее ограничив, что будет только способствовать развитию малого и среднего бизнеса.
Новое руководство страны уже обратило внимание на необходимость принятия мер для улучшения экономической ситуации в стране, а также важность приложения усилий для обеспечения стабильной, бесперебойной работы всех отраслей экономики. Наведение порядка в лесной отрасли, в том числе и в торговле необработанной древесиной, могло бы значительно содействовать решению этих задач. Нужно решительно переходить от «распределителя» к настоящей торговле, в которой бы нашли свое место и аукционы, и биржевые торги, и прямые договора поставщиков с потребителями. Ну, нельзя же годами слепо следовать одному и тому же заданному сверху торговому шаблону. Жизнь она многогранна и никогда не вмещается ни в один шаблон, а уж в коррупционный тем более.\